Нулевая шина в простейшем исполнении представляет собой брусок из латуни с отверстиями, в которые вставляются провода и зажимаются винтом. Нужны такие шины для сведения в одну общую группу всех нулевых или всех заземляющих проводников, входящих и исходящих далее из неё. И часто их в общем случае называют «нулевыми шинами» вне зависимости от того, для какой из этих двух целей их будут использовать по факту. Сами по себе они универсальны, только для первого и второго назначений они монтируются по-разному. Нельзя пытаться использовать для сведения одновременно нулей и заземлений одну и ту же шину: иногда попадаются и такие горе-умельцы.
Самые часто встречающиеся размеры поперечного сечения таких шин – 6х9 и 8х12 мм. Они бывают как открытые, так и на различных видах изоляторов, и рассчитаны на число присоединений (обычно говорят «групп») от 4 до 24 проводников. Длина шин самостоятельного значения не имеет и зависит только от количества присоединяемых групп. У них присутствует либо одно крепёжное отверстие по центру, либо два по краям.



Вот в таком, открытом виде они могут монтироваться непосредственно на монтажную панель только в том случае, если используются для заземления. Сводить ноль шина может, только если установлена на изоляторе (изоляторах). Если шина имеет крепление по центру, то она может быть установлена на DIN-изолятор, а если по краям – на пару угловых изоляторов. Цвет изоляторов при монтаже нулевой шины обязательно должен быть синим. Впрочем, шина заземления тоже может располагаться на изоляторах, но уже на жёлтых.




Конечно, физически изоляторы одинаковы. И можно установить шину на жёлтый изолятор, и сводить на неё нули. Или наоборот, использовать и для общего нуля, и для заземления обе шины на синих изоляторах. По цвету подведённых проводов всё равно будет понятно, для чего её применили. Второе иногда практикуется, если по каким-то причинам не смогли или не захотели найти изолятор жёлтого цвета или шину на таковом. Но в любом случае это грубое нарушение ПУЭ, и делать так нельзя.
Теперь рассмотрим основные типы изоляторов и шин на них.
Самым популярным типом DIN-изолятора является «стойка большая». Это вот такие шины:





Если жилы кабеля или провода, подходящего к шинам, являются многопроволочными, то при вводе в контактные группы шины их рекомендуется оконцовывать, например, наконечниками НШВИ. Это касается всех типов шин на любых изоляторах. Тоже предназначена для установки на DIN-рейку, но несколько менее популярна шина на изоляторе типа «стойка малая».

Также для установки на DIN-рейку применяют такой тип изолятора:

Или такой:

Теперь перейдём к исполнениям шин, применяемым при установке на монтажную панель. Они могут быть установлены только в щитах, в которых она есть – ЩМП, ВРУ и так далее. В модульном ЩРН, ЩРВ и аналогичных пластиковых щитках, и также щитах учёта такие не установишь.
Шина на жёлтых угловых изоляторах выглядит аналогично. Кроме подобных, с помощью винтов монтируются и вот такие шины:

Шина и изолятор могут приобретаться отдельно и превращаться в единое целое непосредственно при установке, при этом внешний вид ничем не будет отличаться от изделия в сборе. С тем лишь исключением, что изоляторы других типов, чем «стойка большая», «стойка малая» и угловых, отдельно от шины практически нигде не продаются.
Впрочем, каков бы ни был тип изолятора и/или способ монтажа, назначение всех этих шин абсолютно одинаковое. Они нужны, чтобы сводить в одну группу либо все нулевые, либо все заземляющие проводники. Отметим, что изоляторы, кроме «стойки большой», угловых и корпусного, не-синими встречаются крайне редко. Так что остальные типы шин обычно используют только как нулевые, но не как заземляющие.
И наконец, рассмотрим нулевые шины в корпусе (не путать с корпусным изолятором). Их ещё часто называют кросс-модулями. Это набор из двух или четырёх нулевых шин, каждая из которых в составе одного предмета имеет нечётное число групп. А в сумме они дают чётное. Есть 5 общепринятых компоновок: 2х7 (то есть 2 шины по 7 групп каждая), 2х15, 4х7, 4х11 и 4х15. Интересно, что в списке отсутствует 2х11. На самом деле, она тоже существует, но по непонятным причинам крайне редка и имеется у единичных производителей.


Здесь ещё дополнительно присутствует защитный экран, позволяющий избежать случайного прикосновения к токоведущим частям. Роль изолятора здесь играет корпус. Назначение у них точно такое же, как у многочисленных приведённых ранее шин. Только кросс-модули на «синие» и «жёлтые» уже не делятся. Тут уже действительно подключать либо нулевые, либо заземляющие провода, и в дальнейшим по их цвету судить, что же у нас сюда на самом деле подключено.
Ставятся такие шины также на DIN-рейку. По ширине занимаемого пространства в щитке они примерно равняются 3- или 4-полюсному модульному автомату.
Обычно шина вышеперечисленных форматов рассчитана на силу тока 100 или максимум 125 А. Но нередко бывает так, что ток у вас в сети больше – 160, 250, 400, 630, а иногда и более тысячи ампер. Вспомним наши рубильники и их номинальные токи. Что же в таком случае делать? На помощь приходят так называемые электротехнические шины. Хотя правильнее и понятнее называть их полосовыми.


Такие шины представляют собой полосу из меди или алюминия и чаще всего выпускаются длиной по 4 метра. Нарезает её на части нужного размера уже непосредственно электромонтажник. Их производят в различной толщине и ширине – от 3х15 до 10х120. Даже самая маленькая алюминиевая шина 3х15 спокойно держит ток уже до 165 А, самая большая медная 10х120 – до 2650 А! Их часто используют в шкафах ВРУ, выглядит это например так:

Или так:

Выбор материала для шины очевиден: если у вас ввод выполнен медным кабелем, то и шину берём медную, если алюминиевым – соответственно. Ведь мы же все помним, что медь с алюминием соединять напрямую ни в коем случае нельзя? И если жилу с жилой можно соединить, использовав клеммник с пастой, то соединение жилы с шиной возможно путём применения медно-алюминиевых наконечников марки ТАМ. Используя таковые, можно подсоединить алюминиевый кабель к медной шине. Наоборот – вообще никак.
И наконец, поговорим о распределительных блоках. Часто их называют РБ, хотя иногда они могут носить и другие названия, например, какой-нибудь РБД – это то же самое. Они делятся на однополюсные и четырёхполюсные.


Он довольно сильно напоминает описанные выше шины в корпусе, они же кросс-модули. Но, в отличие от них, он имеет совершенно другое назначение. Несмотря на то, что внутри у него тоже есть шины, только маленькие, через него проходят не нулевые, и тем более не заземляющие, а как раз-таки фазные провода. В такой блок входит один фазный провод, а вот выходят из него уже несколько, только меньшего сечения. Таким образом, осуществляется упорядоченная разводка или структурированное подключение отводных линий. Четырёхполюсный распределительный блок тоже называется РБ, но выглядит совершенно иначе.


По сути, это готовый упорядоченный набор классических шин с винтами (на 160 А), либо небольших отрезков полосовой шины (на 250 или 400 А). Конечно, входящий провод подсоединяется к шине, а вот отходить от неё будет уже много проводов. Как и в случае с однополюсными распределительными блоками, эти шины не имеют никакого отношения к сведению в одну кучу нулевых или заземляющих проводов. Тот, что входит – фазный, отходящие – опять же фазные. И происходит то же, что и в однополюсных: формирование упорядоченной системы распределения электроэнергии и/или структурированное подключение отводных линий.